
Экспериментальная хореография Марка Морриса
«Танец начинается там, где заканчиваются слова», — мог бы сказать Марк Моррис, чья труппа отмечает 45-й сезон двумя премьерами. В бруклинской студии хореографа девять танцовщиков складывают веера из жёлтой бумаги — это репетиция «Northwest», нового спектакля на музыку Джона Лютера Адамса.
1. «Northwest»: где этнография встречает постмодерн
-
Музыкальная основа: композиция Адамса вобрала мелодии народов Юпик и Атабасков (Аляска). В аранжировке для арфы и ударных она звучит как диалог традиции и авангарда.
-
Хореографический язык: танцовщики манипулируют бумажными веерами — то как крыльями, то как опадающими листьями. К финалу сцена превращается в «поле мёртвых бабочек».
-
Личная история: Моррис вспоминает детство в Сиэтле, где в 1960-х впервые увидел ритуалы коренных народов. «Это не документалистика, — подчёркивает он, — а поток воспоминаний».
Для постановщиков: Моррис показывает, как работать с этническим материалом, избегая клише. Его веера — не буквальное копирование ритуальных атрибутов, а метафора хрупкости традиций.
2. «You’ve Got to Be Modernistic»: джаз с привкусом абсурда
-
Музыка: ретроспектива Джеймса П. Джонсона, пионера стиля «страйд». Пианист Итан Айверсон добавил в знаменитый «Чарльстон» неожиданный 5/4 ритм — теперь танец напоминает «трёхногую гонку».
-
Приёмы:
-
Чарльстон в замедленной съёмке и ускоренном темпе.
-
Линия танцовщиков, извивающаяся как паровоз.
-
Ирония над бальными танцами 1920-х.
-
-
Режиссёрская ремарка: «Сделайте это бодрым, качающимся и РЕВУЩИМ!»
3. Философия Морриса: меньше — значит больше
-
«Я минималист», — заявляет хореограф, отбрасывая лишние движения в процессе репетиций.
-
Музыка — главный соавтор: от Шумана до кантри, от Генри Кауэлла до Балканских народных мелодий.
-
Пандемийные уроки: сокращение состава труппы и камерные площадки (например, Joyce Theater вместо Линкольн-центра) не помешали сохранить экспериментальный дух.
«Моррис — алхимик, превращающий музыку в пластику. Его «Northwest» — мастер-класс по работе с этническим кодом: вместо прямых цитат он создаёт ассоциативную ткань. А «Modernistic» доказывает: даже столетний джаз может звучать свежо, если переосмыслить ритмическую сетку».