МОЙ БЛОГ

Марк Моррис: 45 лет авангардной хореографии и два новых спектакля-исследования

Марк Моррис: 45 лет авангардной хореографии и два новых спектакля-исследования
Марк Моррис: 45 лет авангардной хореографии и два новых спектакля-исследования

Экспериментальная хореография Марка Морриса

«Танец начинается там, где заканчиваются слова», — мог бы сказать Марк Моррис, чья труппа отмечает 45-й сезон двумя премьерами. В бруклинской студии хореографа девять танцовщиков складывают веера из жёлтой бумаги — это репетиция «Northwest», нового спектакля на музыку Джона Лютера Адамса.

1. «Northwest»: где этнография встречает постмодерн

  • Музыкальная основа: композиция Адамса вобрала мелодии народов Юпик и Атабасков (Аляска). В аранжировке для арфы и ударных она звучит как диалог традиции и авангарда.

  • Хореографический язык: танцовщики манипулируют бумажными веерами — то как крыльями, то как опадающими листьями. К финалу сцена превращается в «поле мёртвых бабочек».

  • Личная история: Моррис вспоминает детство в Сиэтле, где в 1960-х впервые увидел ритуалы коренных народов. «Это не документалистика, — подчёркивает он, — а поток воспоминаний».

Для постановщиков: Моррис показывает, как работать с этническим материалом, избегая клише. Его веера — не буквальное копирование ритуальных атрибутов, а метафора хрупкости традиций.

2. «You’ve Got to Be Modernistic»: джаз с привкусом абсурда

  • Музыка: ретроспектива Джеймса П. Джонсона, пионера стиля «страйд». Пианист Итан Айверсон добавил в знаменитый «Чарльстон» неожиданный 5/4 ритм — теперь танец напоминает «трёхногую гонку».

  • Приёмы:

    • Чарльстон в замедленной съёмке и ускоренном темпе.

    • Линия танцовщиков, извивающаяся как паровоз.

    • Ирония над бальными танцами 1920-х.

  • Режиссёрская ремарка: «Сделайте это бодрым, качающимся и РЕВУЩИМ!»

3. Философия Морриса: меньше — значит больше

  • «Я минималист», — заявляет хореограф, отбрасывая лишние движения в процессе репетиций.

  • Музыка — главный соавтор: от Шумана до кантри, от Генри Кауэлла до Балканских народных мелодий.

  • Пандемийные уроки: сокращение состава труппы и камерные площадки (например, Joyce Theater вместо Линкольн-центра) не помешали сохранить экспериментальный дух.

«Моррис — алхимик, превращающий музыку в пластику. Его «Northwest» — мастер-класс по работе с этническим кодом: вместо прямых цитат он создаёт ассоциативную ткань. А «Modernistic» доказывает: даже столетний джаз может звучать свежо, если переосмыслить ритмическую сетку».

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪